Отдельная тема еврейский юмор при
Сталине и вообще в СССР.
Вскоре после того как Сталин одержал
победу в борьбе за власть, в Политбюро
пришла покаянная телеграмма от Троцкого.
Ее зачитал Калинин. « Я совершил ошибки, а
не вы. Вы были правы, а не я». Члены
Политбюро уже собрались аплодировать, как
вскочил Каганович. « Телеграмма прочитана
неправильно. В ней говорится: Я совершил
ошибки, а не вы? Вы были правы, а не я?»
Во время пышных похорон видного
коммунистического деятеля, обошедшихся
государству в примерно 100 тысяч рублей,
еврей возмущенно говорит: « А где же
политика экономии? За такие деньги я
похоронил бы весь Центральный Комитет».
Преподаватель военного училища рассуждает
о том, как СССР может выиграть войну у
Китая. Озадаченный курсант спрашивает, а
как же справиться с неистощимыми людскими
ресурсами Китая. « Меньшая армия тоже в
силах победить, - отвечает преподаватель.
У Израиля всего два-три миллиона
населения против ста миллионов арабов, и
тем не менее он выиграл Шестидневную
войну».
« Так-то это так, - возражает курсант, -
но где нам взять три миллиона евреев?»
Переходя к Израилю пока он остается
мишенью для своих многочисленных врагов,
он, по словам Рут Вайс, останется
инкубатором еврейского юмора.
Сара в Иерусалиме слышит в новостях о
взрыве в популярном кафе около дома, где
живут ее родственники в Тель-Авиве. В
панике она звонит своей двоюродной
сестре, которая заверяет ее, что, слава
Б-гу, вся семья цела и невредима.
- А что Анат? спрашивает Сара о своей
племяннице, для которой это кафе было
излюбленным местом тусоваться.
- С ней все в порядке, - отвечает мать.
Она в Освенциме.
Стоит задуматься над замечанием Вайс, что
история сама как будто насмехается над
еврейскими туристами в Европе, которые
платят приличные деньги за экскурсию в
Освенцим или за билет в Пинкасову
синагогу в Праге: ее стены исписаны
именами 77,297 умерщвленных чешских
евреев. Как не крути, а получается, что в
этой очевидной парадоксальности есть
элемент жизнеутверждения. Сошлемся еще на
один анекдот, завершающий на трагическо-
оптимистической ноте наше скоротечное
путешествие.
В Варшавском гетто встречаются два старых
еврея. Один жалуется на голод и тиф
люди мрут как мухи. Ни один из нас,
говорит он, не доживет до конца войны.
Другой его утешает: « Ну и зачем
волноваться? Это правда, что ты не
доживешь, да и я не доживу, но мы
доживем».