Эта занимательная история произошла в
середине 2000х годов, когда я обучался
на инженера-электроника в МГТУ на ИУ6.
Как следует из названия - основным
направлением обучения было
конструирование всякого электронного
оборудования, хотя нас прилично учили и
системному администрированию и
программированию. Следствием этого было
ожидаемо небольшое количество
обучающихся с нами девушек, большей
частью совершенно далеких от всех этих
вещей. Справедливости ради, все они
доучились до конца и получили дипломы, а
кое-кто и не один, параллельно получив и
экономическое образование, что позволило
всем желающим устроится на довольно
денежные околотехнические должности
после окончания обучения.
На 4м году обучения у нас была очень
непростая курсовая работа - разработка
полноценного элемента ЭВМ. АЛУ, ШИМ,
всяческие преобразователи из
параллельных сигналов в последовательные
и так далее. И никаких контроллеров,
только аппаратная реализация. 8 разных
чертежей, от принципиального до
монтажного на плату, 50 листов
пояснительной записки и самое главное -
все это полноценно рассказать и
объяснить принцип работы. С последним
была самая жесткая проблема. Заказать
(чего греха таить, практиковалось и
такое) курсовую можно было у
старшекурсников, но вот рассказывать,
что и как работает - нужно только
самому. А для этого нужно понимать, как
работает...
Естественно, об этом все знали, предания
передаются от курса к курсу. В самом
начале семестра получив темы, девочки
стали искать исполнителей. Худо-бедно,
за неделю до сдачи на руках у всех были
готовые материалы и наступило самое
ответственное время - ОБЪЯСНИТЬ, как ОНО
работает, что бы ОНА ПОНЯЛА. Одной
девочке не повезло конкретно - ее
исполнитель убыл в командировку, где со
связью было очень плохо и потому нужен
был тот, кто, во-первых, поймет писанину
другого человека и, во-вторых, сможет
понятно донести. Так как найти
исполнителя в этом случае помогал я, то
почетная обязанность комментатора
досталась мне
- Маша, ты что-нибудь понимаешь?
- Нет
- Не может быть, ты 4 года училась.
Давай так - я называют слова, а ты
говоришь - что знаешь, а что нет. Только
честно
- Давай
- Диод, транзистор, печатная плата,
микросхема...
- ДА!
- Радует. А прочитай название работы
"8ми разрядное АЛУ с функцией сумматора,
циклического сдвига, правого и левого
сдвига с буферизованным вводом-выводом
". Какие слова не понимаешь?
- Да все я понимаю по отдельности. Ну
почти. Не понимаю, что они значат вместе
- (тяжкий вздох) Ну что же, поехали
сначала... (2 часа общей теории по
триггерам, шифраторам, мультиплексорам,
регистрам, двоичной арифметике и так
далее).
- Так, все поняла, что я рассказал?
- Да. Я не понимаю, как это собрать
вместе. А уж на чертеже показать, что и
откуда идет - я лучше пойду и буду
рыдать за столом, пока не поставят
тройку
Во мне говорит чувство жалости и
профессиональной гордости - я что же,
зря страдал 2 часа?
- Ты у нас работаешь, да? Секретарем?
- Угу, и что?
- Значит смотри (рисую карандашом по
чертежу). Твоя плата - это маленькая
фирма. На входе сидит такая же, как и
ты, секретарша, она регистрирует
входящие письма и исходящие и держит всю
почту. Ее зовут регистр ввода-вывода.
Вот по этим проводам бегают сигналы и по
команде "принять почту" она записывает
все то, что сейчас на проводах. По
команде "отправить почту" - она
отправляет результаты работы. Это
понятно
- ДА! А кто команды дает?
- На прием вот по этому проводу от
диспетчера шины сигнал - назовем его
почтовой машиной. Отдать и принять почту
можно только тогда, когда машина гудит у
ворот, то есть подает сигнал вот по
этому проводу, в остальное время все
письма хранятся у тебя. Только вот ящик
у тебя маленький для хранения, только на
одно письмо, входящее или исходящее. А
на отдачу тебе сигнал дает директор
фирмы, вот он, управляющий блок АЛУ.
Состоит из мультиплексора и счетчика.
- Так, понятно. А что еще директор
делает?
- Как и положено директору - раздает
всем пиздюли и работу. Ты приносишь ему
входящий сигнал, он смотрит на
содержимое - что нужно сделать и из
чего. После чего выдает задание рабочим
- вот они, регистры сдвига разные и
сумматор. Строго следит, что бы работа
выполнялась вовремя вот через этот
счетчик времени, после чего дает тебе
команду забирать работу у рабочего и
отдавать обратно. Забираешь работу у
того рабочего, у которого скажет
директор вот через этот мультиплексор.
- Зачем так много рабочих?
- Так они тупые, каждый умеет делать
только что-то одно. Без директора никак.
Все понято - кто есть кто и как их
зовут?
- Даааа... А что это за диод, зачем он?
- Так это как вывеска "Мы открыты", он
светится как только подают питание. Еще
вопросы?
- Нет...
- Так, только что мимо прошел
принимающий. Марш сдавать! А то забудешь
все, а я второй раз такого не вынесу
- Но я не готова и вообще, не могу, я...
- МАРШ!!!
Через 20 минут в слезах радости я был
осыпан поцелуями за неожиданную 4ку, еще
через полчаса мне притащили самый
дорогой коньяк из ближайшего магазина.