Результатов: 108

101

Посвящается водителям маршруток
Реальная история

Ты зашел красивый, в кожаном пальте,
И слова застыли у меня во рте.
(Автор неизвестен, но гениален.)

Столь же эффектно зашел и он, наш водила. Точным броском он метнул окурок мимо урны, поправил безразмерную кожаную куртку и запрыгнул на подножку. Маршрутка накренилась словно утлое суденышко, приветствующее хозяина. Он был высок, широкоплеч, могуч – вылитый пахан. Его волевой подбородок совершал вялые жевательные движения. Мохнатые брови были стянуты невидимой петлей в единый канат.
Водитель уселся и сходу устроил нагоняй расслабившимся в его отсутствие пассажирам.
– Знаете что, – процедил он в ответ на робкий вопрос одной из пассажирок, – те, кто платит наличкой, почему-то никогда не спрашивают, когда едем…
Нелюбовь к пассажирам без налички понятна: мало того, что себе в карман ничего не отложишь – так они еще о времени отправления смеют любопытствовать! Двойное разочарование. С другой стороны, понятны и попытки перевозчиков контролировать денежные поступления. Не могу представить себе ситуацию, когда студенты с платного потока отдают деньги преподавателям. А уже преподаватели решают, сколько из полученной суммы получит университет.
Так и не ответив на вопрос, водитель припечатал кнопку закрывания дверей, и мы рванули по маршруту! Производить оплату пришлось на ходу. Водитель вызывал нас по одному, словно директор – нашкодивших школьников. Маневрирующую на приличной скорости маршрутку болтало. Болтало и нас, пытавшихся устоять на ногах возле нашего короля. Подошла и моя очередь.
«Как говно в проруби», – печально оценил себя я.
Впрочем, не говно ли мы для водителя и есть? Всяк человек – говно (кроме водителей маршруток), говорил кто-то из великих. Ободренный этой мыслью, я плюхнулся обратно на сиденье. Получив с нас несуществующие – в его понимании – деньги, водитель принялся нас отчитывать:
– Обращаюсь ко всем пассажирам без исключения! – При этих раскатах генеральского голоса мои наушники непроизвольно вывалились из ушей. – Если водитель ест, не надо смотреть на него! Это раздражает и мешает пищеварению! Не надо показывать знаками, что вы хотите попасть внутрь! Водитель сосредоточен на еде, а не вам… ваш… а не вас… Когда водитель поест, он откроет дверь. Это и будет сигналом к посадке.
Все разъяснилось. Водитель пообедал, после чего вышел поразмять уставшие члены и просмолить дыхательную систему: выхлопных газов на автомагистралях для правильного смоления недостаточно – нужны еще табачные. Соответственно, времени на то, чтобы принять у пассажиров оплату в спокойной обстановке, и не хватило. Что важнее – покурить после обеда или заниматься говном без правильных денег? Ответ очевиден. Поскольку я пришел на остановку лишь за минуту до отравления, до последнего момента все это оставалось для меня неизвестным.
То, что кто-то из пассажиров посмел рассматривать трапезничающего водителя, было, несомненно, подло. И я теперь понимал, почему он устроил нам эту болтанку и почему вел машину одной рукой, пытаясь посадить судно на условную мель. Второй рукой он прикрывал ухо. В руке был зажат телефон. Телефон оказался более приятным собеседником, чем мы, хотя телефон никогда не подносит денег, а только требует их. Водитель порыкивал что-то подобревшим голосом и даже периодически хихикал. Три моих просьбы об остановке где-то на середине маршрута он, соответственно, то ли не услышал, то ли проигнорировал. Во всяком случае, я вышел на трассе через два километра в полной уверенности в том, что во всех своих проблемах виноват только я сам.
И пока я брел на работу, мне почему-то думалось не о собственных проблемах. Думалось мне о проблеме питания этого замечательного водителя. Ну как, действительно, есть и не отвлекаться на надоедливых пассажириков? Можно установить шторки, хотя это и требует затрат времени и средств. Можно лепить на дверь объявление: «Водитель обедает. Ждите, твари». А можно поступить так, как уже поступил один из водителей. Он просто удаляется на задние сиденья салона и там спокойно обедает. Борта у микроавтобусов на этом маршруте выше уровня глаз среднего человека. К тому же стекла обклеены затемняющей пленкой. Его не видно – и все довольны: его там вроде и нет. Может, отошел в магазин или еще по какому делу. Если только на улице не минус двадцать, то вполне терпимо – можно и снаружи переждать.
До недавних пор я считал, что негативные мнения о водителях маршруток в Интернете – чушь, злой умысел умалишенных пассажиров. Я ни на что не обращал внимания, поглощенный музыкой в наушниках: оплатил проезд, упал на сиденье, ушел в себя – вышел из маршрутки. Все, что между этими мгновеньями, – как в тумане. А если кто-то из пассажиров поднимал бучу, я неизменно брал сторону водителя. Потому что откровенно умалишенных в водители не берут, а среди нас, дров, таких более чем хватает.
Вывод здесь напрашивается один. В среде водителей маршруток утвердилось мнение о том, что это пассажиры созданы для них, а не наоборот. Поэтому комфорт и безопасность пассажира – фикция. А вот комфорт водителя – это и есть приоритет. Спорить с этим глупо. Ну, как пассажир может быть выше водителя? Водитель и без пассажира уедет. А пассажиру без водителя только пешкодралом маршировать. Так что за проезд готовим наличные, а гордость придерживаем в кармане…

https://proza.ru/2023/07/30/766

102

Это был последний экзамен в семестре, поэтому мы заранее, всей группой, скинулись на то, что бы отметить каникулы и наступивший новый год.
Мне пришлось возвращаться с полдороги за забытой зачеткой. Поэтому тянул билет, когда все наши, весело звеня бутылками, отчалили в свободную аудиторию.
Предмет был какой-то проходной. Из тех, что вообще никак не соотносится со специальностью, но читается почти всем будущим инженерам, потому что профиль ВУЗа обязывает. Перед экзаменатором застыли скорбные фигуры студентов из параллельного потока. Низко наклонившись над исписанными листочками, они тыкали в них пальцами, что-то объясняя мрачному преподавателю. Прикинув, что с такими темпами у меня есть все шансы не успеть к дегустации туркменского коньяка, я отпросился в туалет.
В соседней аудитории веселье было в полном разгаре. Накатив подряд, за прошедший новый год, прекрасных однокурсниц и завершение семестра, я быстро закусил и вернулся на экзамен.
Красноречие мое стало необыкновенным. Речь текла плавно, а формулировки описания технологических процессов были отточены и совершенны. Откинувшись на стуле (я решил, что так преподаватель не почувствует «факел» от коньяка) я приводил примеры и проводил параллели. Неведомым образом в памяти восстановились и были красочно пересказаны пара лекций, которые я случайно посетил.
- Спасибо, - сказал преподаватель, - я вижу, что предмет вы знаете блестяще! Твердая пятерка. …Но все же… у меня к вам просьба… Употребляйте, пожалуйста, после экзамена, а не до. Не все преподаватели будут так лояльны.

Его напутствие я выполнил. Зачетку на экзамены больше не забывал и выпивал исключительно после, а не до.
Пятерки случались, но таких высот артистизма на экзаменах я более не достигал.

105

Из разряда промышленных баек, которые рассказывали мастера-преподаватели в шараге на металлообработке.
Японцы короче стали не дуром скупать в СССР топоры, брали их сначала ящиками везли прямо на поездах на машинах на велосипедах или мотоциклах. Нам-то что валюта же в страну нам же лучше у нас этих топоров завались. Потом дело пошло уже эшелонами стали покупать эти топоры полные эшелоны ящиков с топорами. Тут уже власти сразу насторожились стали узнавать и потом выяснили, что японцы оказывается головы от топоров в переплавку там сталь хорошая наша советская легированная инструменталка, а топорища и главное ящики от топоров оказывается делали из очень хорошей свежей древесины, ну вы же понимаете топоры тяжелые поэтому ящики делали из такого бруса и досок, которые тоже очень дорого стоят в Японии из этого японцы стали делать мебель. Оказывается цена на эту сталь, из которой делали топоры и на это дерево от ящиков была просто ну сущие копейки и пошлину платить не надо.
Когда это поняли наши, то сразу издали закон, что вывозить топоры из страны в таких объемах можно только заплатив таможенный сбор. Такой случай был о нем даже в газетах писали.

106

Про спасение на водах 30.
Беги Вова, беги... 5.
1. И была середина июня, и была летняя сессия, и был вопрос: "Как сдать то, о чём имеешь очень смутное представление?"
Сюжет этого мыла свеж и прекрасен. Почти неважно насколько он банален, важно что подобное случилось или могло случиться с любыми студентами, которым выпала нелёгкая доля сдавать сопромат.
Препод читавший курс ушёл в отпуск и было это хорошо, ведь только он точно знал, что для нас вероятность успешно сдать его предмет, крайне мала.
Ожидавшейся на его место замене это было неведомо и появлялся призрачный шанс создать впечатление, что мы что-то знаем.
Однако все иллюзии на благоприятный исход развеялись как дым, когда стало известно кто будет нашим экзаменатором. Это была беда и засада, оценить наши знания решил сам зав. кафедрой - человек суровый, беспощадный к двоечникам, прогульщикам и тунеядцам. Этакая помесь заумной рыбы с туберкулезным микробом: сердце холодное, а лечение от болезни только в стационаре и вряд ли поможет.
Человеком он был ушлым и имел неприятную привычку расписываться на бумаге, которую надо было использовать для ответов на билет и решения задач, что на 100% исключало возможность использовать "флаги". Место для расправы профессура тоже выбрала со знанием дела. Нас предполагалось поиметь в небольшой лаборатории на десяток столов, исключающей малейшую возможность помочь себе запасённой впрок "шпорой". Народ впал в отчаянье и пребывал в тревоге, а некоторые особенно нервные, стали всерьёз задумываться об академе.
Вариант про выучить, не рассматривался в принципе, как заведомо провальный. Ничего не оставалось, только надеяться на чудо и помощь одногруппников в реальном времени.
План по спасению был придуман наскоро и небезупречен, но всё же внушал некий оптимизм и надежду. Предполагалось первыми запустить на экзамен двух зубрилок и пока они делятся накопленными знаниями с преподом и тянут время, записать на подписанных зав.кафом листочках вопросы остальных и передать их для решения тем, кто ждёт своей очереди вне аудитории. Для связи с внешним миром, было только открытое по случаю жары окно, им мы и надеялись воспользоваться для отправки сообщений и организации "весёлой карусели".
Жребия кому быть почтальоном бросать не пришлось. Я был единственным не на каблуках и другие кандидатуры просто не рассматривались. На моё горькое: "А кто мне "шпору" занесёт?", ответили однозначно: "Там видно будет" и "Не ссы, всё будет норм".
2. Долго ждать не пришлось, спустя 5 минут после начала экзамена, из заветного оконца вылетел первый "вопль" о помощи. "Вопль" явился в виде белоснежного бумажного самолётика и мне пришлось изрядно побегать для его поимки. Едва не попав под трамвай и помянув недобрым словом братьев Райт, я зажав в кулаке "эпистолу эту", рванул к своим. Время было дорого и мне пришлось быть быстрым и лёгким как ветер.
Бежать было далеко. Институтский комплекс представлял из себя два здания, стоящих перпендикулярно друг к другу и соединённых галереей. От моего поста надо было преодолеть 200 метров до центрального входа, подняться на третий этаж. Пересечь всё здание в длину, добраться до перехода соединявшего корпуса и миновав его подняться на шестой этаж. Весь путь составлял около семиста метров и шести этажей по лестницам.
Лето 1986 выдалось жарким и день экзамена исключением не стал. К началу мероприятия на улице было уже за +30°C и совершая шестую или седьмую ходку, я уже прилично подустал и запыхался. Когда дело дошло примерно до семнадцатой, уже всерьёз думал, что сейчас сдохну. После двадцатого забега мой мозг наконец-то отключился, настало время второго дыхания и стало полегче.
Спустя "годы", когда я уже на автомате собрался в очередной рейд, меня поймали за воротник и сказали, что уже всё и больше бежать никуда не надо: "Ты Вовка давай соберись и иди сдавай - пришло твоё время, а мы за тебя "помолимся".
Я на "ватных" ногах шагнул за порог, кивнул экзаменатору и взяв билет отправился готовиться, будучи абсолютно уверенным в неминуемой пересдаче и отсутствию стипендии в своём будущем бюджете.
Не знаю как это объяснить, но мозги поскрипев и поднатужившись, очень неожиданно вдруг чего-то вспомнили, а у меня затеплилась надежда, что может в этот раз всё обойдётся и тройку я выгрызу.
Спустя полчаса, когда я уселся напротив преподавателя и собрался отвечать, тот неожиданно взял из моих рук исчерченные эпюрами листки и наскоро пробежав глазами сказал: "Давай зачётку, герой". После ехидно улыбнулся и поведал следующее: "Владимир, за твоими эманациями вся кафедра в окно наблюдала и я был в курсе твоего марафона, уже с десятого круга. Наши преподаватели даже открыли тотализатор и ставки делали, когда выдохнешься и сдашься. Ты сам-то знаешь, что сделал 28 кругов? А это около 40 км. и 168 этажей только вверх. Если студент на такое способен, то сопромат для него просто семечки. Иди уже домой, двоечник".
Когда вышел из аудитории, то девчонки вырвали из рук зачётку и спустя секунду я услышал: "Вот это да! Говорил, что тройке будет рад, а сам пятёрку получил! Вовка с тебя причитается! Везёт же некоторым!".
P.S. Пролетели летние каникулы, наступила осень и 4й курс. Иногда случайно получается сделать всё по неписанным правилам, пусть ты этого и не планировал. По этой причине, как типичный советский студент: сохраняя верность традиции и поступая по канону, я в ноябре женился.
Владимир.
11.11.2023.

108

Унылая пора, очей очарованье!

Возвращаясь ранним утром 1 ноября из глухих лесов, полных золотом падшей листвы, я задумался, отчего мне так хорошо на душе и в теле, а мимо бредут прохожие, страдальчески скрючась под зонтиками от дикого холода в +2 и пронизывающего мокрого ветра порывами до 3 метров в секунду. То есть от погоды, которую наши предки, да и сейчас жители северных регионов сочли бы вполне сносной и даже теплой. А мне она хороша только потому, что закутан в плотную водоотталкивающую альпийскую горнолыжную куртку немецкого производства, на руках моих немецкие кожаные перчатки, и лечу я на электрической шайтан-арбе с бортовым компьютером немецкой же фирмы.

Впрочем, собирали эту арбу трудолюбивые китайцы, но под строгим присмотром немецких инженеров и менеджеров на территории бывшей немецкой колонии. И поэтому она упорно не ломается уже 8+ тысяч км, как давно бы сломалось обычное китайское фуфло, продаваемое в России. Вот этим зонтикам, под которыми прячутся мелькающие мимо сотни прохожих, жизни при таком ветре от силы километров пять на коротких пробежках до метро или парковки, что безусловно способствует их новым продажам.

При этом сами китайцы лет за двадцать последовательных усилий опутали всю свою страну сверхскоростными железными дорогами, по которым поезда носятся со скоростью за 300 гладко как в космическом вакууме , что вероятно требует исключительной надежности и качества конструкций. А вот Сапсан тащится между двумя российскими столицами почти четыре часа на 200 по дороге, проложенной еще при Николае I, и трясется при этом. Но ездит он вообще благодаря разработкам компании Siemens для немецкой Deutsche Bahn (DB), как я недавно узнал в википедии.


Но свежий ветер бил в лицо, во мне бушевала красота среднерусской природы, так что я был признателен усилиям неведомых немцев и китайцев, благодаря которым я могу ею наслаждаться без всякого зонтика на приличной скорости 40-50. В этих радостных размышлениях я проносился по б. Немецкой улице, главной в б. Немецкой слободе, любимом месте пиршеств Петра Великого с отрочества до конца его дней. Несмотря на воистину железное здоровье, жизнь императора оказалась недолгой, вероятно потому, что отрока хитрые европейцы рано приучили к бухлу и табаку. То есть ровно к тому, с чем в самой Германии теперь упорно борются, а за вовлечение отроков и посадить могут.

И вот пролетаю я мимо кофейни-закусочной в этом историческом месте, а там помимо обычной рекламы кофе, сэндвичей и бизнес-ланчей появилась свежая вывеска: «Наливаем игристое к каждому завтраку!»

Район деловой, тут сплошь офисные служащие, студенты и преподаватели. Какая прекрасная мысль - хряпнуть игристого, явиться в свою контору или на лекцию, включить секундомер и засечь, как скоро тебя оттуда вышибут. Во петровские же времена проснуться с тяжелой головой после вчерашнего, накатить горячительных покрепче и радостно приняться за работу считалось нормой.

123